К Дню памяти и скорби

Первые раненые корабли пришли на «Красную Кузницу» в августе 1941-го, а самым напряженным для судоремонтного завода стал 1942 год.

Всего за пять дней до начала войны «Красная Кузница» сдала флоту отремонтированный миноносец С-268. А 22 июня 1941 года уже через 30 минут после прозвучавшего по радио сообщения, перевернувшего жизнь всей страны, на заводе было принято решение о переходе на трудовую деятельность в режиме военного времени.

С 23 июня к заводскому причалу стали приходить гражданские суда, их предстояло переоборудовать для решения военных задач. Рыболовецкие траулеры, становились охотниками за подводными лодками, военными тральщиками, получали статус противолодочных кораблей, на них ставили пулеметы, пушки, бомбометные установки для сброса глубинных бомб, а также радиотехнические средства военного назначения.

Судоремонтники справлялись со своими задачами оперативно и качественно. Это и неудивительно: предвоенный период «Красной Кузницы» характеризовался созданием современнейшей по тем временам производственной базы и очень большим объемом судоремонта.

Сохранились воспоминания бывшего диспетчера завода Александра Макарова, датированные серединой 60-х годов. Вот что он пишет:

«Первыми на переоборудование пришли буксиры «Северолес-18» и «Северолес-19». Всего четыре дня потребовалось, чтобы переоборудовать их под военные цели и передать вновь созданной Беломорской военной флотилии. Эти дни коллектив завода от мала до велика упорно и напряженно работал. За одиннадцать дней были переоборудованы пароходы «Профсоюз», «Воронеж», «Канин», «Сосновец», «Вятка». В строй вспомогательных кораблей Северного флота с июня по ноябрь 1941 года вошли 36 судов. Многие из них принимали участие в сопровождении караванов судов союзников в Архангельск. С августа 1941 года в заводской доковый ремонт стали подходить подводные лодки. Для завода это была необычная работа, но коллектив успешно справился».

Тогда же, в августе, пришли и первые раненые корабли. На двух американских судах из союзных конвоев «Сильвер Сварт» и «Оушэн Фридам» был сделан небольшой аварийный ремонт.

– Всю войну завод работал на пределе своих возможностей, при том что очень большая часть работников ушла на фронт: только в первые дни где-то 680 человек, а за всю войну больше тысячи, – рассказывает хранитель музея «Красной Кузницы» ветеран Владимир Лукин. – Остались в основном старики, женщины и дети. Много было жен тех, кто ушел на фронт. Работали кочегарами, электросварщиками, крановщицами.

Владимир Яковлевич показывает снимок «бригады Тряпицына» из корпусного цеха – ее так называли, потому что работали в ней отец, три сына и две дочери. И продолжает рассказ о военной истории завода:

IMG_21_5 IMG_21_3

– В Архангельске начался голод, сопоставимый с блокадным Ленинградом. На проходной завода поставили бочку с отваром хвои для того, чтобы цингой люди не болели. Самым сложным оказался 1942 год. Потом, когда немножко очухались, стали создавать сельскохозяйственные и рыбацкие артели, летом собирали грибы и ягоды. Стало полегче.

– Хотя много продуктов питания шло по ленд-лизу, Архангельску ничего не доставалось. Все отправляли на фронт. Представляете, принимали конвои, разгружали продовольствие – и все это шло мимо голодных людей. Это как нужно было выстоять! А ведь еще бомбили, в том числе «Красную Кузницу». Немцы же знали, что здесь суда ремонтируют. Но на завод ни одна бомба не попала. Его прикрывали ПВОшники – самолеты, авиация, артиллеристы. Поэтому мы в благодарность им восстановили зенитное орудие, которое сейчас в парке Победы стоит, – добавляет руководитель пресс-службы завода капитан 1-го ранга запаса Валерий Коваленко.

1942 год был напряженным не только из-за тяжелых условий, в которых оказался Архангельск. Работы у судоремонтников стало в разы больше: вражеская авиация атаковала шедшие к нам конвои.

– В истории есть такой эпизод: караван PQ-16 из Рейкьявика, состоявший из 35 судов, в мае 1942 года несколько дней подвергался атакам авиации и подводных лодок. 27 мая его атаковали 108 бомбардировщиков, четыре транспорта было потоплено, многие суда получили повреждения. А в июле на заводе ремонтировалась часть судов из PQ-17. Всего в 1942-м на «Красной Кузнице» привели в порядок 23 корабля наших союзников и 96 судов Беломорской флотилии, — рассказывает Валерий Коваленко.

Тогда же, в 1942-м, сгорел механический цех. Новый отстроили меньше чем за год, там установили станки, поставленные союзниками по ленд-лизу.

В 1943 году на капитальный ремонт на «Красную Кузницу» пришел эскадренный миноносец «Карл Либкнехт». Фактически его предстояло построить заново. Рабочий день в 1943 году длился 11 часов, весь 1944-й – 14 часов. Когда ремонт вышел на финишную прямую, ежедневно на миноносце трудилось 500 человек.

Фотография испытаний «Карла Либкнехта» размещена на стенде, посвященном Великой Отечественной войне, в помещении совета ветеранов «Красной Кузницы». Об этом корабле здесь говорят с особой гордостью.

IMG_21_4 IMG_21_6

– Корабль ушел с завода 15 ноября 1944 года, – рассказывает Владимир Лукин. – Он неоднократно участвовал в конвоировании судов союзников, а в апреле 1945-го потопил вражескую подводную лодку.

Судоремонтники быстро освоили выпуск мин, гранат, минометов, пулеметных станков. Завод выпустил 213 аэросаней для Карельского фронта. Делали волокуши, автомобильные газогенераторы, детали для комбайнов и многое другое.

IMG_21_2 IMG_21_1

Кроме того, в годы войны работники завода привлекались к разгрузке судов в порту, участвовали в строительстве железнодорожной ветки – в районе Жаровихи она проходила прямо по льду Северной Двины.

Среди работников «Красной Кузницы» есть три героя Советского Союза, все они не вернулись с фронта. Это слесарь Сергей Орешков – его имя сейчас носит Архангельский техникум водных магистралей, литейщик Геннадий Катарин – в прошлом году его имя было присвоено соломбальской школе № 52 и Петр Фефилов.

В Соломбале создан мемориал воинам-судоремонтникам, павшим в годы войны. На 70-летие Победы совет ветеранов и нынешний коллектив «Красной Кузницы» посадили там 70 можжевеловых кустов. А в этом году к 75-летию прибытия первого союзного конвоя «Дервиш» планируется открытие памятной доски в честь судоремонтников, работавших в роковые сороковые.

По материалам газеты
«Архангельск – город воинской Славы»
Наталья Сенчукова

 

Leave a Reply