Орденоносцы, директора и хранитель истории

На Аллее Героев «Красной Кузницы» увековечена память еще девяти заводчан. Каждый из них совершил свой личный трудовой подвиг, достойный того, чтобы остаться в истории предприятия.

Новый стенд был изготовлен к Дню кораблестроителя по просьбе ветеранов СРЗ «Красная Кузница». Место для его установки не случайно выбрано рядом с Героями Социалистического Труда – свои высокие государственные награды и уважение коллег люди, представленные на стенде, тоже заслужили самоотверженным трудом.

В первом ряду – пять кавалеров ордена Ленина: токари Виктор Григорьевич Рудаков, Сергей Ананьевич Столярчук и Виталий Михайлович Шишов, электросварщик Александр Павлович Седовин, начальник литейного цеха Николай Георгиевич Кропотов.

Далее – три директора завода, что внесли особый вклад в развитие предприятия, вывели производство на новый качественный уровень.

Например, Михаил Иванович Стенько руководил «Красной Кузницей» с октября 1942-го по апрель 1946 года. Человек удивительной судьбы, в юности командовавший конной разведкой на фронтах Гражданской войны,  он встретил Великую Отечественную в должности директора судоремонтного завода «Красный моряк» (Ростов-на-Дону). Руководил работой предприятия фактически в прифронтовых условиях, организовал эвакуацию людей и оборудования. В Архангельск прибыл осенью 1942 года вместе с группой работников «Красного моряка» – теми, кто покидал завод последними.

Под руководством М.И. Стенько «Красная Кузница» уже к марту 1943 года в два раза увеличила выпуск военной продукции. Полностью развернулся капитальный ремонт миноносца «Карл Либкнехт», на котором было задействовано до 500 производственных рабочих. Продолжался ремонт кораблей Беломорской флотилии и иностранных судов Северных конвоев. В 1944 году было налажено серийное строительство морских сварных барж. По итогам работы заводу неоднократно вручалось переходящее Красное Знамя Наркомфлота СССР, а также переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны.

Михаил Иванович – кавалер ордена Трудового Красного Знамени, ордена Отечественной войны II степени, ордена «Знак Почета», награжден медалью «За оборону Советского Заполярья», отмечен многочисленными ведомственными наградами. В 1975 году его именем было названо грузовое судно, построенное в Выборге.

А вот судно, названное в честь другого директора – Николая Васильевича Пермитина, было построено здесь, на «Красной Кузнице», в 1988 году. Николай Васильевич возглавлял завод с августа 1961-го по февраль 1969 года. Именно при нем началось масштабная реконструкция производства. Строились железобетонные причалы с установкой портальных кранов. Началось строительство блока цехов. «Красная Кузница» получила новый плавучий док грузоподъемностью 5 тысяч тонн.

Реконструкцию завода продолжил Сергей Дорофеевич Заголовский. В период его руководства (1969 – 1987 гг.) на «Красной Кузнице» приступили к строительству плавучего дока и универсальных транспортных судов, провели реконструкцию стапелей, внедрили первую электронно-вычислительную технику. Завод был награжден памятным знаком «За трудовую доблесть» с занесением на Всесоюзную Доску Почета на ВДНХ СССР.

А сохранить все это для истории помог Анатолий Николаевич Муратов – основатель музея «Красной Кузницы» и создатель исторически точных моделей (например, по просьбе Северного географического общества он изготовил две модели паровой шхуны Георгия Седова «Святой мученик Фока»). Его портрет также представлен на стенде.

29.06.2021

Leave a Reply