Реставрация завершена, трамвай предъявлен заказчику

25 ноября официально завершилась реставрация единственного сохранившегося в Архангельске трамвайного вагона КТМ-1, производства Усть-Катавского вагоностроительного завода имени С.М. Кирова. Восстановленный на «Красной Кузнице» трамвай был предъявлен заказчику.

Архангельский трамвай являлся самым северным в мире. Регулярное трамвайное движение открылось в нашем городе 12 июня (25-го по новому стилю) 1916 года. А закрылось в 2004 году. Уцелел лишь один вагон, который успел забрать Архангельский краеведческий музей.

Музей и выступал заказчиком всех работ, которые проводились на трамвае. Так сложилось, что работы эти проходили в два этапа – с перерывом в несколько лет. Все это время вагон оставался на заводе и, можно сказать, стал местной достопримечательностью. Особый интерес он вызывал у приезжающих на экскурсии школьников – многим из них увидеть такой вид транспорта на улицах родного города уже не довелось…

Между тем, история нашего вагона интересна и сама по себе. Два десятка лет он возил людей по городу, а потом, в конце 70-х, был переоборудован для служебных нужд. Этот трамвай использовался, в частности, для выездов аварийных бригад, поэтому у него появились сцепные устройства, которые использовались на более поздних моделях, – чтобы он мог таскать аварийные вагоны. При реставрации его можно было сделать в пассажирском варианте, но в музее решили сохранить трамвай в том виде, в каком он эксплуатировался в последнее годы своей работы.

Надеемся, что скоро увидеть единственный сохранившийся архангельский трамвай смогут все желающие. Отреставрированный вагон уже официально предъявлен заказчику: 25 ноября на предприятии побывали и.о. директора Архангельского краеведческого музея Александра Георгиевна Богданова и заведующий отделом военной истории музея Игорь Михайлович Гостев.

IMG_8173_1

Основные работы по восстановлению корпуса, ремонту оборудования и благоустройству салона были проведены еще на первом этапе реставрации. В нынешнем году силами бригады РСУ вагон снаружи был полностью очищен от старой краски, а затем окрашен заново по схеме заказчика в четыре цвета: желтый, красный, серый и черный. Рабочими слесарно-механического участка выполнены работы по замене остекления.

Поиском подходящей фары для транспортного средства 1957 года рождения занимались начальник гаража и специалисты ОМТО. Нашли. Электромонтажники ее установили. Сейчас у трамвая работает и наружное (фара), и внутреннее (светильники в салоне) освещение. Так что к приезду заказчиков вагон имел вполне праздничный вид – свежепокрашенный, с полной иллюминацией.

IMG_8184_1

Александра Георгиевна Богданова сказала, что музей планирует представить  восстановленный трамвай архангелогородцам и гостям города летом 2023 года. До этого предстоит окончательно согласовать и подготовить место для его установки. То есть еще какое-то время вагон будет находиться на заводе – укрытый от пыли и готовый к отправке.

…Кстати, именно у судоремонтного завода «Красная Кузница» была конечная остановка сразу трех (а их всего-то было пять!) трамвайных маршрутов. Трамвай № 1 курсировал от конечной остановки на улице Урицкого до конечной в Соломбале, у «Красной Кузницы». И отсюда же можно было доехать до порта Экономия или до микрорайона Первых пятилеток на трамваях маршрутов № 3 или № 4.

29.11.2022

Leave a Reply