75 лет Победы!

логотип 75 лет ПобедыВсё для флота, всё для Победы!

В годы войны рабочие двух судоремонтных заводов в Соломбале (именно на базе этих предприятий и был впоследствии создан АФ «СРЗ «Красная Кузница» АО «ЦС «Звездочка») отремонтировали и переоборудовали сотни кораблей и судов.

 

176-й судоремонтный завод

За свою историю предприятие не раз меняло название. Перед Великой Отечественной войной это были ремонтные мастерские Убеко-Север (Управление по обеспечению безопасности кораблевождения на Северных морях). В первые военные годы – механическая мастерская производственных предприятий тыла Северного флота. В марте 1944 года приказом командующего Северным флотом предприятие переименовано в судоремонтную мастерскую № 1036 (судоремонтным заводом № 176 она стала в 1949 году).

С 22 июня 1941 года по 15 ноября 1944 года судоремонтные мастерские входили в состав действующей армии.

О материально-технической базе предприятия и условиях, в которых приходилось работать судоремонтникам в те годы, можно судить по сохранившимся воспоминаниям ветеранов. Так, старейший работник предприятия Иван Павлович Русаков рассказывал:

«Производственные помещения были деревянные, за исключением трех зданий, в которых размещались судокорпусный, шлюпочный и механосборочный цехи. В одной секции материального склада был установлен котел для отопления цехов. До появления этой самодельной котельной все помещения отапливались дровами. Печи были кирпичные, круглые, обшитые кровельным железом. В пристройке к механосборочному цеху был установлен двигатель (Болиндер), который давал свет и приводил в движение трансмиссии цехов. Эту пристройку с гордостью называли «силовой станцией»

Оборудование в цехах было старым, изрядно изношенным. Почти не было механизированных подъемных устройств. Труд в основном был ручным. Грузы поднимались при помощи кран-укосины и талей и перевозились из цеха в цех и на корабли на тележках или тачках, а очень тяжелые грузы перевозились на лошади на телеге или вагонетке…».

Вот в таком состоянии судоремонтные мастерские и встретили Великую Отечественную войну. Однако, несмотря на все трудности, коллектив справился с поставленными задачами по ремонту боевых кораблей. Особо можно отметить трудовой вклад слесаря Н. Башлыкова, медника В. Котлова, слесаря-инструментальщика В. Артемова, моториста Н. Голубева – они буквально сутками не покидали рабочих мест и своим отношением к делу вдохновляли весть коллектив.

В годы Великой Отечественной войны мастерские производили ремонт деревянных торпедных катеров, тральщиков, гидрографических и транспортных судов, строили для нужд флота шлюпки, вельботы (до 150 единиц в год).

В 1943 году мастерские получили транспортно-плавучий док № 23 (ранее он использовался для перевода подводных лодок на Северный флот по Волге и Беломорско-Балтийскому каналу). Это позволило организовать доковый ремонт кораблей и судов флота. Более 20 лет бессменным начальником дока был Иван Никитич Костин.

Во время войны не прекращалась работа по развитию производственных мощностей, в результате отдельные участки и цеха встретили Победу более «крепкими», чем в довоенные годы.

Многие рабочие, инженерно-технические работники и служащие за самоотверженный труд в годы войны были награждены орденами и медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и «За оборону Советского Заполярья».

СРЗ «Красная Кузница»

В предвоенные годы «Красная Кузница» осуществляла техническое обеспечение почти всех проходивших в то время советских арктических экспедиций. Здесь же ремонтировались после полярных походов ледоколы, ледокольные и транспортные суда. В составе предприятия действовали механический, литейно-модельный, корпусно-сборочный, кузнечный, деревообделочный, котельный, трубопроводный, инструментальный, монтажный цеха, а также конструкторское бюро и учебный комбинат.

В первые месяцы войны Беломорскую военно-морскую базу переформировали в Беломорскую флотилию с главной базой в Архангельске (в нее также вошла Йоканьгская, а позже и Новоземельская ВМБ). Для ремонта кораблей, кроме мастерских военно-морского флота, использовали местные предприятия различных ведомств. При этом «Красная Кузница» выполняла значительную часть ремонтных работ. Наиболее крупные из них были связаны с капитальным ремонтом эсминца «Карл Либкнехт», оборудованием мобилизованных и госпитальных судов.

При тех трудностях, которые имелись на заводе с рабочей силой и ИТР (уже в 1941 году на фронт с «Красной Кузницы» ушел 931 человек), материалами и топливом, большое значение имело назначение на завод на должности помощника директора и производителей работ военных инженеров из состава офицеров флота, а также назначение военпредов. Эти специалисты осуществляли связь завода с флотом, благодаря которой оказывалась соответствующая помощь людьми, материалами и судовым оборудованием, не говоря уже о наблюдении за ремонтом и обеспечении чисто технологических задач производства на необычных для завода заказах.

Спецификой судоремонта стала необходимость оказания технической помощи иностранным кораблям и судам, приходящим с Северными конвоями из Великобритании и США. В Архангельске за три года войны отремонтировали около 200 иностранных судов на сумму свыше 1 млн. рублей.

Также в годы войны завод изготавливал аэросани типа НКЛ-26, корпуса мин М-50, газогенераторные установки, детали для сельскохозяйственной техники. Было налажено серийное производство морских сварных барж.

Хроника военных лет

По материалам, собранным ветераном СРЗ «Красная Кузница», кавалером орденов Трудового Красного Знамени и «Знак Почета» Владимиром Яковлевичем Лукиным:

1941 год

Через 30 минут после выступления по радио В.М. Молотова состоялось собрание командного состава завода. К выполнению мобилизационного плана приступили немедленно. Уже в июне встали на переоборудование пароходы «Северолес 18», «Воронеж», «Северолес 19», «Профсоюз», «Канин», «Сосновец».

За 1941 год 50 транспортных и промысловых судов прошли переоборудование на «Красной Кузнице» и были переданы Беломорской флотилии.

В августе на ремонт и докование стали поступать подводные лодки Северного флота.

В 1941 году на фронт из числа рабочих и служащих «Красной Кузницы» ушел 931 человек. Остались, в основном, старики, женщины и молодежь.

В августе 1941 года Государственным комитетом обороны вынесено решение о производстве на «Красной Кузнице» для нужд фронта аэросаней типа НКЛ-26. В ноябре уже были изготовлены и испытаны первые две единицы.

Макет аэросаней, выпускавшихся на «Красной Кузнице» в 1941-42 гг.

Макет аэросаней, выпускавшихся на «Красной Кузнице» в 1941-42 гг.

1942 год

С января по апрель было изготовлено 213 аэросаней. На этом их выпуск был завершен. Также зимой было налажено производство корпусов мин М-50.

За 1942 год отремонтировано и переоборудовано 96 судов Беломорской флотилии и 23 иностранных судна – в годы войны завод «Красная Кузница» обеспечивал ремонт боевых кораблей и транспортных судов Северных конвоев. Всего в Архангельске за три года войны отремонтировали около 200 иностранных судов на сумму свыше миллиона рублей.

1943 год

Полностью развернулся капитальный ремонт миноносца «Карл Либкнехт», на котором работало до 500 производственных рабочих.

Эсминец «Карл Либкнехт», 1944 год

Эсминец «Карл Либкнехт», 1944 год

В связи с решением СНК СССР о переводе автотранспорта с жидкого на твердое топливо и приказом Народного Комиссара Морского флота № 304, на «Красной Кузнице» начато производство газогенераторных установок. К 1 мая 1943 года 30 газогенераторных установок были отправлены в освобожденные от врага районы. На этом заказе работало до 150 производственных рабочих.

За 1943 год выполнено 56 заказов по переоборудованию и ремонту судов Беломорской флотилии, отремонтировано 8 иностранных судов, произведено 14 доковых ремонтов. Изготовлены две металлические клепаные баржи.

За три первых года войны было переоборудовано 236 единиц флота – под военные тральщики, сторожевые и конвойные корабли, заградители и госпитальные суда.

1944 год

18 января 1944 года на завод пришла телеграмма от заместителя председателя Совета Народных Комиссаров СССР А.И. Микояна. Он поздравил руководство завода с выполнением плана 1943 года, с окончанием строительства двух металлических барж. «Ставлю перед заводом как основную задачу 1944 года освоить серийную постройку сварных морских барж для Каспийского и Азовского бассейнов».

14 февраля 1944 года приказом директора завода было организовано бюро судостроения. В мае были спущены на воду пять барж №№ 1, 2, 3, 4, 5. Общая продолжительность постройки корпуса на стапелях определялась в 21 сутки. Одновременно шла работа по изготовлению секций для отправки их в другие порты, баржи № 6. В июне заложили еще две баржи – № 9 и № 10. Изготовили секции для баржи № 12.

По заданию Государственного Комитета Обороны и Архангельского комитета ВКП(б) завод занимался изготовлением деталей для сельскохозяйственной техники. За 1944 год изготовлено 61100 деталей для сельхозснаба и 14474 детали для автотракторсбыта.

5 ноября 1944 года подписан акт о сдаче миноносца «Карл Либкнехт» с оценкой «хорошо».

Выполнено 34 заказа по ремонту и переоборудованию судов Беломорской флотилии.

1945 год

На стапелях завода заканчивается постройка барж № 9 и № 10. 27 апреля у наливного дока заложили баржи № 11 и № 12.

9 мая в 8 часов утра на заводской территории состоялся тысячный митинг работников завода и их семей, посвященный Победе в Великой Отечественной войне.

За самоотверженный труд в годы войны многие работники завода были награждены орденами и медалями. Так, 110 человек были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»», 500 – «За оборону Советского Заполярья». За выполнение ответственных заданий целым группа работников вручались грамоты Народного Комиссара Морского флота и значки «Почетному работнику Морского флота». По итогам работы заводу неоднократно вручалось переходящее Красное Знамя Наркомфлота СССР, а также переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны.

В мирное время напротив заводской проходной был возведен мемориал павшим воинам-судоремонтникам. На памятных плитах – фамилии более двухсот заводчан, которые не вернулись с полей сражений Великой Отечественной войны.

Мемориал павшим воинам-судоремонтникам «Красной Кузницы»

Мемориал павшим воинам-судоремонтникам «Красной Кузницы»

В 2016 году на заводе открыли памятный знак в честь тех, кто своим героическим трудом обеспечивал ремонт кораблей и судов Северных конвоев в 1941 –1945 гг.

Мемориальная доска - тем, кто ремонтировал корабли Северных конвоев

Мемориальная доска — тем, кто ремонтировал корабли Северных конвоев

На Аллее Героев предприятия увековечена память заводчан – Героев Советского Союза и полного кавалера ордена Славы. Вот их имена:

Стенд, посвященный С.Н. Орешкову на Аллее Героев

Стенд, посвященный С.Н. Орешкову на Аллее Героев

Герой Советского Союза Г.И. Катарин

Герой Советского Союза Г.И. Катарин

КАТАРИН Геннадий Иванович
(1925 – 1944)

Родился в городе Онега Архангельской области.
Работал модельщиком на судоремонтном заводе «Красная Кузница». В армии с января 1943 года.
Звание Героя Советского Союза командиру стрелкового отделения старшему сержанту Г.И. Катарину присвоено за смелые и инициативные действия при прорыве обороны противника и форсировании рек Проня и Днепр.
Пал смертью храбрых в боях за освобождение Литвы в августе 1944 года.

 

 

Герой Советского Союза С.Н. Орешков

Герой Советского Союза С.Н. Орешков

ОРЕШКОВ Сергей Николаевич
(1916 – 1943)

Родился в деревне Чуприно Сокольского района Вологодской области в крестьянской семье. В 1933 – 1935 гг. работал слесарем на судоремонтном заводе «Красная Кузница». В армии с августа 1942 года.
16 августа 1943 года в бою за поселок Васищево Харьковской области командир взвода гвардии младший лейтенант С.Н. Орешков своим телом закрыл амбразуру вражеского дзота.
Звание Героя Советского Союза присвоено посмертно.

 

 

Герой Советского Союза П.П. Фефилов

Герой Советского Союза П.П. Фефилов

ФЕФИЛОВ Петр Прокопьевич
(1915 – 1944)

Родился в деревне Кулига Шенкурского уезда Архангельской губернии (ныне Вельский район Архангельской области) в крестьянской семье. С 1930 года работал литейщиком на судоремонтном заводе «Красная Кузница». В армии с 1937 года. Участник советско-финляндской и Великой Отечественной войн.
Звание Героя Советского Союза командиру батальона гвардии старшему лейтенанту П.П. Фефилову присвоено (посмертно) за успешное форсирование реки Неман.

 

 

Полный кавалер ордена Славы А.Я. Княжев

Полный кавалер ордена Славы А.Я. Княжев

КНЯЖЕВ Александр Яковлевич
(1909 – 1945)

Родился в деревне Мурамовская Никольского уезда Вологодской губернии (ныне Подосиновский район Кировской области) в крестьянской семье.
Работал кузнецом на судоремонтном заводе «Красная Кузница». В 1930 – 1932 гг. проходил службу в армии, вновь был призван в августе 1941 года.
Воевал в разведке 940-го артиллерийского полка. Не раз отличился в наступательных боях. Полный кавалер ордена Славы. В самом конце войны был тяжело ранен, умер от ран 30 апреля 1945 года.