История

История отечественного судостроения и судоремонта неразрывно связана с историей России, непростой и славной историей российского флота. Её колыбелью, «началом начал» на самом высоком, государственном уровне 330 лет тому назад стало относительно небольшое поселение на территории нынешнего Соломбальского округа.

Хотелось бы стразу сказать об уникальности этого памятного события. За долгие годы в общественном сознании укоренилось и вошло в обиход понятие, что корабелы Соломбалы – это прежде всего два завода – СРЗ «Красная Кузница» и 176 судоремонтный завод. Справедливости ради надо сказать, что вопрос первородства до сих пор оспаривается, как правило, ветеранами заводов. Впрочем, в настоящее время значение этот спор имеет только для историков. Но в том-то и дело, что по замыслу царя Петра Великого начиналось всё как единый судостроительный и судоремонтный комплекс, а уж потом «история внесла свои коррективы». Проследим кратко, как это было.

IMG_hist_1

Архангельск — деревянный город. Вырезка из карты Геритса Гесселя, 1613 год

Более 430 лет назад на берегу Северной Двины основан город Архангельск – первый морской порт России, ворота в Арктику, где ещё до «петровской эпохи» поморы уже были знакомы с традициями европейского судостроения, судоремонта и судовождения. Говоря современным языком, царю оставалось сделать государственный заказ на Российский флот. В 1693 году Пётр I заложил в нашем городе Соломбальскую государственную верфь и наказал архангельскому воеводе Фёдору Матвеевичу Апраксину построить здесь военный корабль к следующей навигации. Через год был произведён спуск на воду первенца русского флота – корабля «Святой Павел». Так было положено начало отечественному судостроению.

IMG_hist_3

Линейный корабль «Святой Павел»

В 1701 году на базе Соломбальской верфи и с присоединением к ней ещё двух верфей было образовано Архангельское (Соломбальское) Адмиралтейство. В середине ХVIII века в нём для ремонта подводной части кораблей был сооружён первый сухой док.

В 1773-1774 гг. на территории завода были построены новые эллинги, угольные склады, кузницы и т.д. В 1823 году построены здание деревообделочной мастерской и кузница. Первое использовалось и как плаз, для чего имело большие окна, начинавшиеся с уровня земли.

IMG_hist_4

План Архангельского адмиралтейства, 1831 год

Наибольший расцвет судоверфи, получившей статус Архангельского адмиралтейства, приходится на ХIХ век. За период с 1801 по 1842 год только для пополнения Балтийского флота было построено и отправлено 85 кораблей. Всего до 5 марта 1862 года (дата упразднения Архангельского адмиралтейства) на Соломбальской судоверфи было построено около 450 боевых кораблей и судов.

В это время блестяще раскрылся талант северных корабелов. Такие их нововведения, как железные элементы в системе деревянного набора, вентиляция трюмов, известковое покрытие подводной части судового корпуса и другие, намного опередили мировую практику судостроения.

Все знают о славных победах российского Балтийского и Черноморского военных флотов и выигранных баталиях адмиралов Сенявина, Лазарева, Ушакова, Нахимова, Истомина и Корнилова. К слову – 81 адмирал эпохи парусного флота так или иначе в 17-19 веках  связали свою судьбу и службу с Архангельском, Соломбалой. Но мало кто в курсе, что в морских битвах с турками и шведами, принимали участие корабли, построенные в Архангельске руками славных мастеров Михаила Дмитриевича Портнова, Андрея Михайловича Курочкина, Василия Артемьевича Ершева и Фёдора Тимофеевича Загуляева. И не просто входили в состав парусных эскадр, а как «Сильный» и «Азов» — были флагманскими кораблями.

IMG_hist_5

74-пушечный парусный линейный корабль «Азов», 1827 год

Среди имён знаменитых мастеров первым по праву стоит имя А.М. Курочкина. Построенные им линейные корабли служили образцом для всех верфей России, а чертёж линейного корабля «Азов» был выгравирован на медной пластине и занесён в свод законов Российской империи, «дабы не было от него отступлений». Об этом замечательном человеке хотелось бы сказать подробнее.

Назначение в Архангельское адмиралтейство Андрей Курочкин получил в возрасте Христа, в 33 года. А уже через год по собственному чертежу он создал 74-пушечный линейный корабль, которому было дано название «Сильный». За своего архангельского первенца, точнее за прочность корпуса и удобство отделки, Курочкину был высочайше пожалован перстень с бриллиантом.

«Сильному» была уготована славная судьба — став флагманом русской эскадры, на котором держал свой флаг адмирал Д.А. Сенявин, он прошёл через горнило Афонского и Дарданельского сражений, пережил многих своих ровесников.

IMG_hist_6

Афонское сражение — главное морское сражение Русско-Турецкой войны, 1806-1812 гг.

Вслед за «Сильным» Андрей Курочкин спускает на воду многопушечных «Мощного», «Орла» и «Победоносца». Эти суда были настолько совершенны для своего времени, а в чём-то даже обгоняли его, что стали объектом пристального внимания английских корабелов.

Впрочем, вряд ли могло быть иначе, ведь А.М. Курочкин был в непрерывном творческом поиске, постоянно внедрял на верфи небывалые по тем временам новшества. Так, он впервые применил вместо гнутых деревянных частей корабельного набора новую деталь — флортимберсы, которые оказались более удобными для строительства обводов подводной части кораблей. Следующим его изобретением стало диагональное (под 45% к килю) крепление трюмных ридерсов, увеличившее прочность корпуса. А созданный им в 1820 году бриг «Новая Земля», обшитый медными листами, под командованием Ф.П. Литке совершил плавание к островам Новой земли. Талант Курочкина ценил и адмирал Михаил Лазарев. На 36-пушечном фрегате «Крейсер» Михаил Петрович совершил кругосветное плавание, после которого дал высокую оценку его мореходных качеств, позволившим достойно выдержать суровые условия одиссеи.

Ещё одним 74 — пушечным, прославившимся в веках кораблём Андрея Курочкина стал «Азов» — первый в истории русского Военно — Морского флота гвардейский корабль, получивший это высокое звание за Наваринское сражение 1827 года. «Азов» был заложен в Архангельске 20 октября 1825 года, спущен на воду 26 мая 1826. К этому времени мастер Курочкин был уже глубоким стариком, но судьбе было угодно, чтобы он дожил до славной победы своего детища. Всего Андрей Михайлович Курочкин, удостоенный за свои труды звания генерал — майора корпуса корабельных инженеров, построил 90 различных судов. В том числе первый в Архангельске пароход «Лёгкий». В 1829 году он вышел в отставку и остался жить в Соломбале. Умер Андрей Михайлович 4 декабря 1843 года и похоронен на соломбальском кладбище у Храма Святого Мартина-Исповедника.

IMG_hist_7

Схема Наваринского сражения, 1827 год

5 марта 1862 г. был подписан указ об упразднении Архангельского Адмиралтейства. Официально — в связи с перемещением центра Военного судостроения на Балтику. Однако этот поворотный исторический период оказался полным драматических страниц и фактов…  Так, при спуске на воду 9 июня 1961 года фрегата «Пересвет» судно неожиданно отделилось от полозьев и, набрав скорость, кормой выскочило на мель. Открылась течь. Для ликвидации последствий аварии в Архангельск командировали из Петербурга инспектора кораблестроительных работ инженер-полковника И.С. Дмитриева и такелажмейстера подполковника С.А. Мустафьева. Они организовали килевание фрегата, устроив на берегу р. Маймакса киленбанку. Повреждения были устранены. Однако — неудачный спуск, проблемы при проводке фрегата через бар Северной Двины, а также назревавший переход от деревянного к металлическому судостроению поставили под сомнение целесообразность сохранения за портом его прежнего статуса одного из главных портов России.

Фрегат «Пересвет»

Фрегат «Пересвет»

Финансовые ограничения, вызванные расходами казны на проведение крестьянской реформы, подсказали простейшее решение вопроса. Состоялось высочайшее повеление императора Александра II об упразднении Архангельского военного порта, а к 1 июля 1862 года все его мастерские уже закрылись. Служащие получили расчёт, нижние чины двумя партиями по суше отправились в Петербург. Была сохранена только гидрографическая часть, получившая две шхуны из состава Беломорской флотилии. Остальные суда до середины августа распродавались и разбирались, причём машины пароходов обращались в металлолом. Склады корабельного леса и запасы железа купил петербургский купец Молво, который сбыл дерево в Англию, предварительно распилив брёвна на доски. Большую часть портовых земель передали городской управе. Опустевшее же Соломбальское адмиралтейство поначалу оказалось бесхозным. Треть его позднее приобрёл Соловецкий монастырь, а на остававшейся без надзора территории в 1863 году вспыхнул пожар, уничтоживший сараи с 250 т каменного угля. Так завершилась ликвидация Архангельского порта.

Конечно, многое из происходившего тогда в Архангельске имело объективные причины, однако сказалась и характерная для чиновников недостаточная заинтересованность в рентабельности казённого хозяйства. История, как видим, повторяется…

В 1887 году создано «Управление работ по улучшению Архангельского порта». При Управлении были созданы мастерские по обеспечению деятельности дноуглубительного флота. На базе этих мастерских затем был развёрнут завод – впоследствии СРЗ «Красная Кузница».

На территории, где в наше время находился 176 СРЗ, остались функционировать парусные, шлюпочные мастерские, склады, а сама территория стала условно называться «Военным портом». Мастерские ремонтировали боевые корабли, базирующиеся на Архангельск, лоцманские и гидрографические суда, принимали участие в комплектовании и снабжении различных экспедиций по изучению и освоению Арктики. С созданием Беломорской флотилии во время Гражданской войны вновь был организован Архангельский военный порт.  После Октября 1917 г. на этой же территории были организованы ремонтные мастерские «Убеко-Север» (Управление по обеспечению безопасности кораблевождения на Северных морях») с подчинением Беломорской военной флотилии.

На территории СРЗ «Красная Кузница» возникло предприятие для ремонта судов технического флота. Незадолго до Великой Октябрьской социалистической революции данное предприятие стало заводом. Гражданская война и иностранная военная интервенция нанесли огромный урон единственному тогда на Севере судоремонтному предприятию: доки были затоплены, причалы и краны разрушены, станки бездействовали из-за нехватки сырья и электроэнергии.

По решению Архангельской партийной организации большевиков рабочие восстановили судоремонтную базу в кратчайшие сроки.  В 1922 году Народный Комиссариат путей сообщения стал новым хозяином этого старинного предприятия, названного Соломбальским государственным судоремонтным заводом «Красная кузница». Корабелы завода  уже к пятой годовщине Октябрьской революции в телеграмме на имя Ленина сообщили о постройке и вводе в строй первого научно-экспедиционного судна «Персей».  В 30-е годы «Красная кузница» осуществляла техническое обеспечение почти всех проходивших в то время советских арктических экспедиций. Здесь же ремонтировались после полярных походов ледоколы, ледокольные и транспортные суда.

Мастерские «Убеко-Север» ремонтировали главным образом гидрографические суда, как, например, «Таймыр», «Мигалка», «Мятеж», «Пахтусов», «Полярный» и другие. В составе «Убеко-Север» имелись и специальные маячные мастерские, обеспечивающие ремонт оборудования маяков и навигационных знаков. Забегая вперёд (чтобы более не возвращаться к переименованиям) скажем, что в 1944 году мастерские преобразованы в судоремонтную мастерскую № 1036 технического тыла Беломорской флотилии, а в марте 1949 г. — в судоремонтный завод № 176. С 1954 г. судоремонтный завод № 176 по Решению ГК ВМС входит в состав Управления судоремонтных заводов ВМФ СССР. В недалёком 2001 г. судоремонтный завод № 176 был переименован в Федеральное государственное унитарное предприятие «176 судоремонтный завод» Министерства Обороны Российской Федерации. Однако вернёмся к важнейшей и очень непростой вехе в нашей истории.

Говоря об истории судостроения и судоремонта в Архангельске, невозможно обойти стороной период Великой Отечественной войны. Вспомним и скажем об этом отдельно.

В первые месяцы войны Беломорскую ВМБ переформировали в Беломорскую флотилию с главной базой в Архангельске, в неё также вошли Йоканьгская и позже – Новоземельская  ВМБ. Для ремонта кораблей, кроме мастерских ВМФ использовали местные предприятия различных ведомств: мастерские траулерного флота НК рыбной промышленности, мастерские речного пароходства, Двиносплава, верфь ГУ Севморпути, мастерские Северного морского пароходства, завод «Красная Кузница» и завод НК СП №402. При этом «Красная Кузница» выполняла значительную часть ремонтных работ. Наиболее крупные из них были связаны с капитальным ремонтом эсминца «Карл Либкнехт», оборудованием мобилизованных и госпитальных судов.

IMG_hist_9

Эсминец «Карл Либкнехт», 1944 год

При тех трудностях, которые имелись на заводе с рабочей силой и ИТР (более 1100 рабочих ушли на фронт), судоремонтными материалами и топливом, большое значение имело назначение на завод на должности помощника директора и производителей работ военных инженеров из состава офицеров флота, а также назначение военпредов. Эти специалисты осуществляли связь завода с флотом, благодаря которой оказывалась соответствующая помощь людьми, материалами и судовым оборудованием, не говоря уже о наблюдении за ремонтом и обеспечении чисто технологических задач производства на необычных для завода заказах. Спецификой судоремонта стала необходимость оказания технической помощи иностранным кораблям и судам, приходящим с полярными конвоями из Великобритании и США. В Архангельске за три года войны отремонтировали около 200 иностранных судов на сумму свыше 1 млн. рублей.

Был освоен выпуск военной продукции: мин, гранат, строительство аэросаней.

В памяти коллектива мастерских №1036, 176 СРЗ сохранились имена многих рабочих, в том числе слесаря Н. Башлыкова, медника В.Котлова, слесаря-инструментальщика В. Артёмова, моториста Н. Голубева, которые сутками не покидали своих рабочих мест, чтобы как можно быстрее ввести в строй ремонтируемый корабль. Своим отношением к труду они вдохновляли весь коллектив и помогали ему преодолевать трудности и лишения военного времени.

Многие рабочие, инженерно-технические работники и служащие за самоотверженный труд в годы войны были награждены орденами и медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.» и «За оборону Советского Заполярья».

Главной задачей послевоенного периода являлось дальнейшее развитие и реконструкция предприятий. 176 СРЗ ВМФ постепенно рос, расширялась его производственная программа, накапливался опыт ремонта различных классов кораблей и судов. Однако остро испытывался недостаток в производственных площадях. Так, например, механосборочный цех был настолько уплотнён, что когда в 1955 году получили 12-метровый валовый станок, то для его установки пришлось сооружать пристройку.

В 1958 году завод получил плавучий док ПД-28, а в следующем году – ТПД-47. Через два года первый из них передали Северному флоту, в 1965г. вместо него поступил ТПД-57 (докмейстером, начальником которого без малого полвека являлся Геннадий Васильевич Короткий).

С 1965 года началась плановая реконструкция 176-го завода, которая позволила ему встать в ряд вполне современных судоремонтных предприятий. Завод производил текущий и средний ремонт боевых кораблей, гидрографических, аварийно-спасательных, разведывательных и различных вспомогательных судов флота. Члены их экипажей из Североморска, Мурманска, Полярного, Линахамари, Видяево, Северодвинска добрым словом отзывались и многие помнят до сих пор о своём пребывании и совместной работе с соломбальскими корабелами. На заводе работало немало мастеров судоремонта высокого класса, умелых наставников молодёжи.

За долголетнюю и безупречную работу в военном судоремонте передовики производства 176-го завода награждались орденами и медалями Советского Союза, в том числе орденом Ленина – токарь П.М. Хвостов, моторист И.Г. Птицын, орденом Трудового Красного Знамени – И.П. Русаков и ряд других.

Наши коллеги и добрые соседи — завод «Красная кузница» за послевоенные годы превратился в огромное передовое предприятие. Вот строки из журналистского очерка 30-летней давности: «Проходя по заводу, мы восхищаемся новейшей современной техникой, вновь построенными механическими цехами, котельной, расширенным и реконструированным корпусно-сварочным цехом. Большой коллектив рабочих, техников — отличных мастеров судоремонта, восстанавливает, приводит в готовность к плаванию любые суда — от небольших катеров и буксиров до могучих океанских транспортов и лайнеров. Завод за высокие производственные показатели и образцовую работу награжден орденом Трудового Красного Знамени, рабочие и инженеры — орденами и медалями. Бригадир судосборщиков Анатолий Васильевич Сидоровский удостоен звания Героя Социалистического Труда…». Хорошо понимаем, какие чувства вызывает сказанное у ветеранов «Красной Кузницы»…

Наша новейшая история развивалась весьма стремительно на глазах  общественности региона, архангелогородцев. Присоединив в 2007 году ФГУП МО РФ «176 СРЗ» в качестве своего филиала, АО «ЦС «Звездочка» не только фактически спасла его от банкротства, но и обеспечила развитие завода. Объем производства на заводе после присоединения к головной организации вырос более чем в четыре раза, да и будущее филиала опасений не вызывает. С октября 2007 года осуществлён заводской ремонт, докование, сервисное обслуживание более четырёх десятков военных кораблей и вспомогательных судов Северного флота, судовых механизмов и оборудования на общую сумму порядка 300 млн. рублей.

29 декабря 2008 года впервые за многолетнюю историю завода был  заключён Государственный контракт между Федеральным государственным унитарным предприятием «Государственный трест «Арктикуголь» и Архангельским филиалом «176 судоремонтный завод» о постройке гражданского судна —  самоходной баржи проекта 2453 «Пирамида» для работы в угольной отрасли на архипелаге Шпицберген. Судно было построено и сдано заказчику с высоким качеством и в установленные сроки. Вклад коллектива в возрождение традиций гражданского судостроения 19 ноября 2010 года был оценён Правительством Архангельской области и региональными общественными организациями награждением премией им. М.В. Ломоносова.

Далее – время выдвинуло новые задачи и перспективы.

К сожалению, ни богатейшая история завода «Красная Кузница», ни многолетние традиции не смогли обеспечить орденоносную верфь работой в постсоветское время. Объективные трудности, которые в 90-х лихорадили все судостроение, наложились на недостаточно квалифицированное и, чего греха таить, безответственное управление, и в результате Россия фактически потеряла одну из первых своих верфей.

Впервые слово «банкротство» прозвучало в адрес «Красной Кузницы» уже в 1997 году. Некоторое оживление вокруг предприятия наметилось в начале 2000-х, когда бизнес структуры начали активный выкуп акций у работников верфи. Начавшие было рождаться надежды на возрождение «Кузницы» не оправдались, и в мае 2007 года на верфи снова возобновилась процедура банкротства.

Жизнь в цехах хоть и не замерла, но это была жизнь уже не «Красной Кузницы», а различных малых предприятий, арендующих мощности банкротящейся верфи. Сама же «Кузница» прекратила всякую деятельность, главной задачей введенного конкурсного управления стало удовлетворение требований кредиторов, которые составляли более 150 миллионов рублей. Новая надежда забрезжила перед «Красной Кузницей» с созданием Объединенной судостроительной корпорации России (сокр. ОСК).

Как бы ни тяжело было положение старейшей верфи, она еще представляла  собой достаточно ценный, с точки зрения судостроения, объект. Прекрасные причалы, судоподъемные мощности, цеха – все, что еще не было распродано, вызвало интерес у ОСК, поставившей перед собой задачу возродить отечественное судостроение. В принятой концепции стратегического развития предприятий Северного центра судостроения и судоремонта появился раздел, посвященный вопросу интеграции «Красной кузницы» в структуру корпорации.

При принятии решения о принципах такой интеграции ОСК решила использовать опыт «Звездочки», которая в начале 2007 года присоединила соседа «Красной Кузницы» – СРЗ-176 Министерства обороны, а к концу того же года интегрировала еще ряд судоремонтных предприятий. Руководством ОСК была проведена колоссальная работа, связанная с поиском решений, которые устраивали бы всех участников интеграционного процесса.

Надо сказать, что имущественные отношения на «Красной Кузнице» в кризисную пору изрядно запутались, и это обстоятельство создавало серьезные препятствия для компромисса. Тем не менее, такой компромисс все же был найден.

25 января 2011 г. совет кредиторов «Красной Кузницы» принял решение о продаже имущества верфи Центру судоремонта «Звездочка». Все связанные с этой сделкой обязательства «Звездочка» исполнила и стала владельцем 129 объектов, ранее принадлежавших верфи. Наибольшую ценность в числе этих объектов представляют причалы с допустимой нагрузкой 10 тонн на квадратный метр, плавучий док грузоподъемностью 9 тысяч тонн, блок цехов размером 125х125 метров и стапельная площадка. Если говорить о стоимости приобретения, то в результате переговоров, которые вело руководство ОСК, цену имущества удалось согласовать на приемлемом уровне.

Не откладывая дело в долгий ящик, начальники цехов и подразделений «Звездочки» осмотрели приобретенный комплекс. И хотя впечатление от увиденного у многих осталось тягостное, в ценности приобретения мало кто сомневается. Опыт оживления умирающих верфей у «Звездочки» имеется. За примерами далеко ходить не надо – как уже упоминалось выше — он тут же, в Соломбале, наш 176 СРЗ…

Присоединение «Красной Кузницы» к «Звёздочке» серьезно расширяет возможности Центра судоремонта в части гражданского судостроения. Слияние мощностей «Кузницы» и архангельского филиала «Звездочка» СРЗ-176 позволяет вести круглогодичное докование судов, проведение полного цикла ремонтов и модернизации судов тоннажом до 9000 тонн, развивать программы гражданского судостроения.

В июле 2012 года состоялось решение руководства ОСК о переименовании 176-го завода в Архангельский филиал «СРЗ «Красная Кузница» АО «ЦС «Звёздочка». Как говорят историки – «замкнулась гигантская, более чем трёхсотлетняя, дуга времени».

Важным этапом развития производственных мощностей АФ «СРЗ «Красная Кузница» должна стать реализация проекта реконструкции корпусообрабатывающего производства. В первую очередь, речь идет о модернизации блока корпусных цехов с внедрением механизированных и автоматизированных участков.

Перспективы развития предприятия в немалой степени связаны с возрождением традиций судостроения. Сегодня АФ «СРЗ «Красная Кузница» имеет возможность строить буксиры, пассажирские суда, баржи, паромы, понтоны, плавучие причалы и наплавные мосты любого типа.